cl
Погода Киев
EUR 27.91 USD 26.02
Главная / Спорт / Удинезе: по стопам Ювентуса

Удинезе: по стопам Ювентуса


Революция началась с хорошего обеда. На западной трибуне стадиона Удинезе Фриули в воскресенье были открыты два новых ресторана. В каждом из них предлагался комплексный обед всего за 15 евро. Ассорти из прошутто с моцареллой, тортеллини, кусочек губаны (традиционного фриульского торта) на десерт. Бутылочка воды включена в цену.

Это абсолютно новая концепция для болельщиков, которые привыкли перед матчами быстро выпить чашечку кофе и съесть сэндвич в одной из многочисленных закусочных, расположенных на территории стадиона. Однако оба ресторана не жаловались на отсутствие посетителей — людей хватало с самого момента открытия. Фаны были не только заинтригованы интересным меню — их радовали перспективы того, что может появиться на стадионе вслед за ресторанами. Презентация этих заведений — первый скромный шаг руководства клуба к осуществлению плана реконструкции Фриули в современную удобную арену с развитой инфраструктурой.

За девять дней до этого, 29 марта, Удинезе наконец-то получил возможность реализовать давно запланированный проект — клуб на 99 лет арендовал принадлежащий городскому муниципалитету стадион и землю вокруг него. Несомненно, это было одно из наиболее значимых событий в истории Зебр. За 45 тысяч евро в год и обязательство потратить как минимум 21,5 миллиона на структурную модернизацию Удинезе стал владельцем стадиона на ближайшее столетие.

И это действительно переворот. Полтора года прошло с тех пор, как Ювентус стал первым клубом Серии А со своим собственным стадионом. Тогда казалось, что это станет отправной точкой, однако до сих пор лишь Кальяри пытался действовать. Но сардов не стоит приводить в пример — ничего толкового у них не вышло.

Стадион Ис Аренас даже сложно назвать стадионом — это временная сборная постройка, на использование которой Кальяри получил добро от городского совета. На первый взгляд, это был удачный компромисс для клуба со скромными доходами, однако все обернулось настоящей катастрофой. Не прошло еще и года с момента открытия Ис Аренас, а островитяне уже ищут новое место для проведения матчей — несколько раз власти города запрещали болельщикам приходить на стадион из соображений безопасности.

У Удинезе подобных проблем возникнуть не должно. Клубу, конечно, еще остается преодолеть парочку бюрократических препятствий — запланированную реконструкцию должны одобрить Федерация футбола и ряд местных учреждений, среди которых пожарный штаб, полиция и комиссия по строительству. Но на стороне клуба поддержка мэра и влиятельных людей в руководящих спортивных органах.

Проект фриульцев выглядит намного более амбициозно, чем планы Кальяри. Ис Аренас, грубо говоря, был немного усовершенствованными строительными подмостками — дешевой и целесообразной альтернативой разрушающейся Сант'Элии. Удинезе же намерен создать стадион, который будет функционировать на протяжении многих лет.

Его вместительность останется примерно такой же, как сейчас — около 25 тысяч, но арена станет намного удобнее. На всех сидениях будет установлен подогрев, станет доступен беспроводной интернет. Будут введены в эксплуатацию два новых экрана, открыто еще несколько ресторанов, если того потребует спрос.

Шесть тысяч квадратных метров пока не учтены в бизнес-плане клуба — это оставляет пространство для дальнейшей модернизации, которая будет проводиться после консультации с болельщиками. За пределами стадиона распахнет двери музей Удинезе, по слухам, руководство фриульцев даже рассматривает возможность установки двух бассейнов.

Владелец Удинезе Джампаоло Поццо заявил о своем намерении завершить реконструкцию арены к концу 2014 года. Для того чтобы ускорить процесс, проект разделен на два направления. Первое заключается в демонтаже беговых дорожек, второе — в переустройстве трех из четырех трибун стадиона.

Трибуны не будут трогать до тех пор, пока клуб не получит все необходимые разрешения, а вот с дорожками попрощаются сразу по окончании чемпионата — работы начнутся в середине мая. После того, как дорожки исчезнут, поле будет передвинуто к западной трибуне — той самой, где расположены новые рестораны. Это единственная часть стадиона, которой не коснется реконструкция.

Три другие трибуны будут снесены и построены с нуля — Поццо планирует сделать это таким образом, чтобы в следующем сезоне матчи могли посещать около 14 тысяч человек. Президент твердо уверен, что его команда, в отличие от Кальяри, не будет играть домашние встречи в других городах. Джампаоло утверждает, что обновление — не столько его прихоть, сколько необходимость. "Если бы мы не решились на этот шаг, то потеряли бы большое число фанов в ближайшие пять-десять лет, — говорит Поццо. — ТВ-трансляции становятся все лучше, потому болельщики предпочтут остаться дома на диване, если им некомфортно на стадионе".

На снижение посещаемости матчей в Италии влияют много факторов — к примеру, теперь игры легко можно посмотреть по ТВ или онлайн, а буйства ультрас по душе далеко не всем поклонникам футбола. Но Поццо абсолютно прав - удручающее состояние стадионов, безусловно, играет важную роль. Лишь над одной трибуной стадиона Фриули имеется крыша. Стоит ли винить тифози, которые предпочитают смотреть матч на диване, а не под проливным дождем?

Подобные проблемы существуют по всей стране, но решать их не спешат. Несмотря на положительный пример Ювентуса, у владельцев большинства клубов попросту нет возможности построить свои стадионы. В связи с этим проект Удинезе выглядит очень обнадеживающе.

Поццо предполагает, что на первых порах клуб потратит на реконструкцию всего 26 млн евро. Эта сумма по карману почти всем представителям Серии А, особенно учитывая то, что траты будут возмещены в течение нескольких лет. Владелец Удинезе обещает, что новый стадион будет приносить прибыль семь дней в неделю. Сейчас люди ходят на Фриули исключительно в дни матчей, а в будущем будут постоянно посещать арену с развитой инфраструктурой. Сдача стадионов в аренду также приносит пользу городским властям. Стоимость аренды стадиона Зебр может показаться скромной, но муниципалитет больше не будет платить за обслуживание, а также получит право на использование объекта в течение 15-ти дней каждый год — в этом время на Фриули могут проводиться концерты и другие прибыльные для города мероприятия. Новая арена специально для таких событий будет увеличивать вместительность до 33-х тысяч человек.

Мэр Удине Фурио Онселл утверждает, что не стоит недооценивать положительное влияние футбола как такового. "Открыть что-то новое на месте, которое было свидетелем множества волшебных моментов — очень эмоционально, — заявил он журналистам на церемонии открытия ресторанов на Фриули. — Футбол помогает нам преодолеть экономические трудности".

Представители Федерации футбола Италии также с энтузиазмом отреагировали на инициативу Поццо. Официально они еще не могут давать свою оценку проекту, но Микеле Ува, один из важнейших сотрудников по вопросам строительства стадионов, уже говорит, что другие клубы должны следовать примеру Удинезе. Правда, сделать это не так уж и просто. Фриульцам повезло, что они заручились поддержкой местных властей — мэр Онселл занял свою должность в 2008 году и сразу пообещал, что поможет клубу с реконструкцией.

Тем не менее, процесс подготовки затянулся. Переговоры между руководством Удинезе и Онселлом начались еще в 2009 году, и лишь спустя два года стороны договорились об аренде на 99 лет. Они уже собирались подписать контракт, но вмешался суд, который настаивал на открытом публичном аукционе за право аренды. Онселл согласился, однако торги были прерваны уже в первом раунде после того, как детали предложения Удинезе стали достоянием СМИ.

Лишь во втором раунду клуб получил право на аренду. Это было в июле 2012 года, но понадобилось еще восемь месяцев, чтобы уладить все нюансы соглашения. Таким образом, бюрократические проволочки продолжались на протяжении четырех лет, хотя стороны обо всем договорились очень быстро.

"Кажется, что все прошло гладко, но мы боролись за это десять лет, — говорит Поццо. — Онселлу удалось чудо... У нас было много проектов, которые на словах встречали поддержку, но дальше этого дела не шли".

Так какие надежды могут питать клубы, у которых не столь хорошие отношения с местными властями? Именно из таких соображений владельцы многих команд и не спешат заниматься "стадионным вопросом". Они утверждают, что по-прежнему ждут, когда правительство примет широко обсуждаемый Закон о стадионах, который должен упразднить бюрократические препятствия. Но об этом законе говорят уже так давно, что он больше напоминает миф, чем реально существующий документ. От вступления в силу его отделяет лишь одобрение Сената, но сложно представить, что в условиях экономического кризиса и непростой политической ситуации, эта проблема является первоочередной для парламента. Как написал обозреватель La Repubblica Фабрицио Бокка: "Закон о стадионах создавался с благими намерениями, но сделал все лишь сложнее".

Конечно, хотелось бы верить, что успех Удинезе вдохновит другие клубы, но на пути еще очень много препятствий. Можно быть уверенными лишь в том, что финансовые дела и без того успешного клуба станут еще лучше. В общей сумме участники Серии А в прошлом году потерпели убытки в размере 292 млн евро, а Удинезе заработал 8,8 млн. Лишь у Наполи прибыль больше — 14,7 млн евро.

Удинезе демонстрирует, что ставка на молодых игроков с целью их дальнейшей продажи, является очень удачной — четыре из последних пяти лет Зебры завершили "в плюсе". После реконструкции стадиона доходы клуба, безусловно, вырастут — за счет рекламы и инфраструктуры.

"Новый стадион принесет нам новые ресурсы, приведет к повышению заработных плат, позволит подписывать более выгодные контракты", — говорит Поццо. О чем еще можно мечтать?

Паоло Бандини, TheScore

Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua

Источник: football.ua
Оставьте комментарий к этой статье. Ваше мнение нам очень важно