cl
Погода Киев
EUR 27.73 USD 25.77
Главная / Культура / 50 лет назад на Закарпатье снимали ''Войну и мир'' и ''Ватерлоо''

50 лет назад на Закарпатье снимали ''Войну и мир'' и ''Ватерлоо''


Далекого 1963-го, значит ровно 50 лет назад, состоялось событие, о которой обязательно рассказывают туристам Закарпатские экскурсоводы.

В мае закончились съемки грандиозных сцен Аустерлицкого и Шенграбенского сражений для фильма-эпопеи Сергея Бондарчука ''Война и мир''. Немного позднее батальные сцены ''Войны и мира'' были признаны лучшими в истории кино, а сам фильм получил ''Оскар'' как лучшая лента на иностранном языке, самое высокое признание кинокритиков США и кучу других международных наград.

Для съемок военных баталий режиссер Сергей Бондарчук избрал Мукачевщину, село Куштановица. 150 вагонов оборудования было отправлено с ''мосфильма'' на съемочную площадку, тысячи солдатов были свезены на место съемок. Не удивительно, что у многих воспоминаниях актеров и писателей вспоминаются времена, когда происходил ''закарпатский'' период съемок фильма ''Войны и мира''. Бывали случаи серьезные и не очень. Скажем, как рассказывает оператор Анатолий Петрицкий, зимой они жили в новом пансионате. Холод, снега не позволяли полноценно работать, был вынужденный перерыв. Пока лежал снег, киношники сумели отснять самый сильный эпизод — дуель между Пьером Безуховым и Дороховым, которых изображали 2 именитых режиссера — сам Бондарчук и Олег Ефремов (художественный руководитель театра ''Современник''). Эпизод снимался на территории санатория ''Карпаты''. А тем временем зима не отступала. Однажды Сергей Бондарчук вышел во двор и слепил из снега статую Наполеона. Сергей Федорович, кстати, был отличным художником, поэтому снеговую скульптуру выполнил очень профессионально. А второй оператор был еще тем шутником — вылепил прямо рядом с Наполеоном фигуру голой женщины, к тому же во фривольной позе. Об ''искусстве'' киношников быстро узнали в санатории и близлежащих пансионатах. Веселая композиция стала очень популярной, посмотреть на нее приезжали автобусами отдыхающие и туристы. Правда, снежные скульптуры, простояли не долго, потому что парторг киностудии приказал уничтожить такое безобразие.

Вскоре начались съемки. Как описывал тот же оператор Петрицкий, настоящим полководцем оказался Сергей Бондарчук, давал четкие команды. Тысячи участников массовки выполняли все указания. Правда, Сергей Федорович был чрезвычайно требовательным, поэтому дубли делались по 5-7 раз, а иногда доходило и до сорока Это изматывало и операторов, и массовку, и актеров. Сказывалось технические и организационные недостатки, было много скандалов с руководством из-за нехватки пленки.

Обзор 80 000-го войска, который проводили австрийский и российский императоры, снимали на футбольном поле Мукачевского стадиона, а знаменитый эпизод, когда герой Вячеслава Тихонова увидел над собой Аустерлицкое небо, - на территории винсовхоза вблизи Свалявы. В том году, как рассказал один из бывших сотрудников совхоза, на закарпатском вине заработали и начальство, и сторожа, и те, кто имел ''домашнее'', которые втайне приносили артистам и участникам массовки в трехлитровых банках. О том, сколько вина ''освоила'' тогда многотысячная армия ''французов'', ''австрийцев'' и ''русских'', история умалчивает, а вот за вытоптанные виноградники режиссер должен был рассчитаться с хозяйством. Впрочем, все оплачивалось за государственный счет. Кстати, бюджет фильма был рекордным не только для советского кино, но и мирового. Но вложенные средства себя оправдали - был поднят престиж государства, ведь советский фильм получил не только ''Оскар'', но и признание профессионалов. Немалая заслуга в этой победе принадлежала закарпатским краеведам. Не случайно следующий фильм о Наполеоне Бонапарте ''Ватерлоо'' Сергей Бондарчук совместно с итальянцами снимал тоже на Закарпатье. К участию были приглашены звезды мирового кино.

Вот как описывает эти события хустянин Иван Глеба, который был тогда солдатом срочной службы, участником массовки: ''В том году меня как раз мобилизовали в армию. И так случилось, что тогда начали снимать ''Ватерлоо'', а людей не очень хватало. Поэтому нас, закарпатских новобранцев (всего человек 200), направили в Мукачевскую мотострелковую дивизию, вывезли в Русские Комаровцы (в Ужгородском), где был палаточный городок. Оттуда каждое утро мы 5 километров маршировали к месту съемок возле Нижнего Солотвина. Поля на том месте специально засеяли всякими злаковыми культурами, но за полгода, пока снимали фильм, то мы так истоптали, что была только голая земля. В специальных ящиках для нас была составлена различная военная форма, но в основном мы были на английском линейной пехотой. На полях нас полдня натаскивали, после чего снимали несколько кадров и отпускали. Когда были съемки атак, боев, то все падали ''убитыми'' - все-таки уставали на солнце в теплой одежде. Тогда киношники начали назначать поименно тех, кто будет ''убит''. А остальные должны бежать дальше. Для того, чтобы снять мертвых лошадей, им давали 200 граммов водки, и те спали по три-четыре часа. Их можно было переставлять как угодно.

Можно меня увидеть в фильме? Вряд ли. Лицо распознать удастся лишь у тех, кто на первом плане, а мы были далеко, никого не различишь. Ли взял себе что-то на память? Нет, меня это как-то не слишком интересовало. Через полгода началась уже обычная срочная служба, а потом я попал в Египет, где как раз был конфликт между АРЕ и Израилем.

Ли вспоминаю ''однополчан с наполеоновской войны? Да, ведь там, как я говорил, были закарпатцы из Тячевского, Хустского, Виноградовского и Иршавского районов. Например, Миша Федак из Малой Копани, Николай Дубровка с Широкое, Юра Шутко с Нанково, Женя Жеребак ... ''.

А вот еще одно воспоминание. ''Новобранцев, мобилизованных в ряды Советской армии из Одесской области, эшелонами отправляют в Западную Украину. В эшелонах промелькнули слухи - везут на съемки кино. Мол, итальянцы, пораженные батальными сценами в фильме ''Война и мир'', заказали Сергею Бондарчуку снять битву при Ватерлоо. В Мукачево исходим из эшелона, и нас везут в Ужгород, в военную часть. Три недели - курс молодого бойца, потом присяга, и действительно вывозят в палаточный городок для участия в съемках. Их участниками были солдаты Прикарпатского военного округа, московский кавалерийский полк и московская верховая милиция. Приехал Род Стайгер. Пехоту одевают в костюмы: старая гвардия Наполеона, шотландские стрелки, английский гвардия, австрийская армия. Костюмы старой гвардии - синие штаны, синие куртки, черные шапки, кирзовые сапоги, англичане - красные рубашки, отечественные галифе. Оружие тех, кто ближе к камерам, - муляжи наполеоновских времен, в остальных - винтовки образца 1942 года из пристроенными штыками. Тех, кто был перед камерами, гримировали, клеили усы, смазывали сажей ''.

Для актера Анатолия Переверзева (снимался также в ''Они сражались за родину'', ''Рожденные революцией'', сейчас проживает во Франции) это была первая встреча с большим кино. В первую очередь именно Закарпатье произвело на него удивительное впечатление, о чем он часто вспоминает. Тем более, что его женой является девушка из Закрпатья.

А для местных аграриев съемки фильма запомнились уничтоженными посевами, поврежденными виноградниками. Однако все они, как уже было в случае с предыдущим фильмом, получили щедрые компенсационные выплаты.

Сейчас турфирмы не обходят мельчайших фактов о создании двух крупных кинокартин на Закарпатье, когда знакомят гостей с этим краем и, в частности, Закарпатье. Здесь действительно есть много возможностей остановиться, чтобы не только полюбоваться видами. Ведь, кроме описанных событий, на этом месте в пригороде Ужгорода 1939 ''сошлись'' три границы - Чехословакии, Венгрии и Карпатской Украины, а неподалеку можно увидеть место теракта против министра Эдмунда Эгана. Но это уже совсем другое кино. Источник: ТЕЛЕГРАФ

Оставьте комментарий к этой статье. Ваше мнение нам очень важно