Погода 18° Киев
EUR 28.98 USD 25.81
Главная / Экономика / Блокада Донбасса принесла плоды: руду на заводы "Л/ДНР" будет поставлять Россия

Блокада Донбасса принесла плоды: руду на заводы "Л/ДНР" будет поставлять Россия

Правительство РФ рекомендовало металлургическим холдингам рассмотреть возможность поставок железной руды на предприятия "ДНР" и "ЛНР", поскольку блокада Донбасса не дает возможности работать.
 

Как сообщает РБК, блокада Донбасса привела к тому, что в Кремле решили помочь заводам в "Л/ДНР". Ведь, по мнению российских властей, оккупированному Донбассу нужно как-то выживать, а для этого заводы должны работать, а люди получать зарплаты, передает Joinfo.ua.

Руда для "Новороссии"

В начале марта заместитель председателя российского правительства Дмитрий Козак провел встречу с представителями промышленных групп, рассказал РБК источник на металлургическом рынке. В частности, на нее были приглашены представители холдингов "Металлоинвест" Алишера Усманова и "Северсталь" Алексея Мордашова. На встрече, по словам собеседника РБК, обсуждались поставки железной руды на предприятия самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

"Компании выразили готовность начать поставки на предприятия республики в ближайшее время", — добавил источник.

Другой собеседник РБК, близкий к одному из холдингов, подтвердил, что совещание состоялось, а его участникам "было предложено обратить внимание на новый рынок сбыта".

 

Железную руду на остановленные из-за войны и блокады железнодорожного сообщения на все крупнейшие металлургические заводы региона — Енакиевский и Макеевский меткомбинаты (входят в группу "Метинвест" Рината Ахметова) и Алчевский меткомбинат (входит в группу ИСД, принадлежащую российским инвесторам) — поставляли предприятия холдинга "Систем Кэпитал Менеджмент" Рината Ахметова. В качестве сырьевой базы использовались Ингулецкий, Центральный и Северный ГОКи, расположенные на подконтрольной Киеву территории.

"То, что желание российских компаний [поставлять железную руду донецким предприятиям] есть, — это очевидная вещь. А вот обсуждать это публично пока рано", — заявил РБК полномочный представитель ЛНР в Минской группе Владислав Дайнего в ответ на вопрос о возможных договоренностях с "Металлоинвестом" и "Северсталью" по поставкам железной руды.

"Никаких встреч, обсуждений и предложений между руководством компании "Северсталь" и правительством России относительно поставок в ДРН и ЛНР не было", — сказал РБК представитель "​Северстали". В "Металлоинвесте" не смогли ответить на запрос РБК в течение двух дней.

Схемы поставок

Логистических проблем с поставками железной руды из России в непризнанные республики возникнуть не должно, считает директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Есть минимум три ветки железной дороги, которые связывают ДНР и ЛНР с Россией и находятся под контролем непризнанных республик, напомнил он.

Это пути Матвеев — Курган — Амвросиевка, Гуково — Антрацит, Миллерово — Луганск, перечисляет РБК доцент Всероссийской академии внешней торговли Андрей Голубчик. Все эти пути, уточняет он, теоретически готовы к транспортировке промышленных товаров из России. Традиционно эти пути глобальных нагрузок не несли, там ездили пассажирские электрички, но в Гуково, например, имеется мощная сортировочная станция, добавляет Голубчик.

 

У ДНР есть возможность ввозить и вывозить промышленные товары через железную дорогу в Иловайске, заявил РБК источник, близкий к руководству Донецкой железной дороги. "В 1991 году это был главный путь, связывающий Украину с Кавказом. С тех пор объем упал в четыре раза, но полотно в хорошем состоянии и возможность для транспортировки есть", — считает собеседник РБК.

По мнению источника, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность — до 13 составов в сутки, необходимо разрешить движение поездов и в ночное время. Необходимый подвижной состав и ремонтная база имеются в распоряжении донецких властей, а участок железной дороги, ведущий к Иловайску, защищен от боевых действий. "Все решает политическая воля и договоренности", — резюмирует источник. Голубчик считает, что 13 составов в сутки — это немного для промышленного узла. Обычно для подобных регионов загрузка составляет два состава в час.

 

Непризнанным республикам надо будет достраивать железную дорогу, уверен политолог Роман Манекин. Донецкая железная дорога — крупнейшая на Украине, но после ухода ополченцев Игоря Стрелкова из Славянска и Краматорска крупные железнодорожные узлы остались на территории, контролируемой Киевом, напоминает Манекин. "Отсюда необходимость перестраивать железную дорогу или отвоевывать территорию Донбасса. Оба варианта, безусловно, скажутся на реальной себестоимости конечного продукта".

Трейдеры воспользуются тяжелым положением предприятий ДНР и ЛНР и увеличат стоимость руды, но с учетом небольших расстояний до основных месторождений "Металлоинвеста" цена будет приемлемой, полагает Худалов. По его мнению, наиболее удачно с точки зрения логистики к ДНР и ЛНР расположены железорудные комбинаты "Металлоинвеста" (Михайловский и Лебединский ГОКи), НЛМК и группы "Кокс".

Как избежать санкций

Поставки российских промышленников компаниям в ДНР и ЛНР чреваты рисками санкций, считает Максим Худалов из АКРА. "Компании имеют зарубежные активы и обязательства, а с учетом высокого уровня протекционизма на стальном рынке Европы и США местные производители обязательно воспользуются возможностью запретить поставки из России под любым предлогом", — уверен он.

Наиболее вероятным вариантом Худалов видит использование мелких трейдеров, которые бы закупали партии руды на предприятиях России и самостоятельно отправляли ее предприятиям самопровозглашенных республик.

Республики Донбасса признаны Южной Осетией. Соответственно, поставки сырья, а также сбыт готовой продукции осуществляются именно через эту республику, прокомментировал РБК Пушилин. Чтобы сохранить на предприятиях рабочие места, нужно обеспечить их сырьем, а также обеспечить сбыт продукции, соглашается Дейнего. "Здесь есть полная зависимость от российских рынков, а также Южной Осетии", — отметил представитель "ЛНР".

Напомним, что блокада Донбасса в последнее время напоминает некий передел сфер влияния. Полиция и НГУ по приказу руководства пытается остановить активистов, которые с оружием едут в зону АТО якобы для блокирования торговли с оккупированными территориями. Вчера противостояние вылилось в громкий скандал с десятками задержаных и пострадавшими.