Погода ° Киев
Главная / Hi-Tech / Наука / Любопытное исследование ученых: что будет с мужчинами если Y-хромосома исчезнет навсегда

В современном обществе очень активно обсуждают тему равенства полов, причём со всех точек зрения. Не только психологической и социальной, но и генетической.

И, честно говоря, именно с генетической точки зрения у «сильной половины» не все так здорово. Виной тому та самая Y-хромосома, с которой дела обстоят не то чтобы очень уж хорошо. И Joinfo.ua сейчас попробует об этом вам рассказать.

Сразу предупреждаем. Нет, мы не говорим, что мужики изначально дефектны и должны исчезнуть, а прекрасные дамы спокойненько перейдут на партеногенез и размножение методами генной инженерии. Просто потому, что пока чисто технически такой возможности нет. Мы просто пытаемся описать ситуацию с точки зрения науки.

Суть проблемы

А с точки зрения науки всё довольно просто. Когда-то давно, примерно 166 миллионов лет назад, у примитивных протомлекопитающих Y-хромосома практически не отличалась по размеру от X-хромосомы. Более того, даже те же самые гены содержала. Однако проблема заключалась в том, что у неё в принципе не было дубликатов, поэтому любая потеря генетической информации фиксировалась, закреплялась и передавалась дальше.

И хромосома начала потихоньку деградировать. Согласно последним исследованиям Y-хромосом, если темпы деградации не замедлятся, то примерно через 4,6 миллионов лет она станет полностью нефункциональной.

Фото: Pixelrz

Да, в процессе эволюции выработался довольно интересный механизм «самокопирования» методом «палиндрома». То есть информация на Y-хромосоме записывается таким образом, чтобы её можно было читать с двух сторон. Также в ходе исследования были обнаружены участки банальной «копипасты» уже имеющегося материала. То есть дублирование в пределах одной хромосомы.

Раскол между учёными

И вот что интересно, в рядах учёных до сих пор нет единого мнения на счёт того, эффективна ли эта система или нет. Некоторые полагают, что сейчас Y-хромосома в принципе уже стабильна. Маленькая, битая, с кучей повторов, несущая мало полезной информации, но стабильная. Другие же полагают, что это не надолго.

Некто Дженни Грейвс из австралийского Университета Ла Тробе приводит в качестве доказательства бесперспективности Y-хромосомы тот факт, что некоторые виды реально смогли полностью от неё избавиться и вымирать не собираются. Например, Окинавская Колючая крыса. И да, у них всё ещё два пола. Правда, есть некоторые проблемы с фертильностью, но вид, как таковой, существовать продолжает. Так что да, исчезновение Y-хромосомы не приведёт к исчезновению мужчин как таковых. Но подарит им ряд существенных проблем.

Фото: Nytimes

Это, собственно, породило ещё одну дискуссию. Если у человечества таки исчезнет Y-хромосома, но мужчины всё ещё останутся – что тогда? Не выйдет ли так, что на несколько тысяч мужчин будет только один с нормальной фертильностью, который только и сможет размножаться? А всем остальным придётся либо молча стоять в сторонке, либо использовать методы генной инженерии? Ответа на этот вопрос пока нет. Но мы заранее не завидуем тому единственному репродуктивно здоровому мужику.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать и о других интересных исследованиях учёных-генетиков. Просто потому, что каждое такое открытие всё ближе и ближе приближает нас к полному контролю над собственными телами путём генетической инженерии.