Погода Киев
EUR 31.49 USD 27.75
Главная / Hi-Tech / Наука / Ученые доказали: на гениальность работ Леонардо да Винчи повлияло нарушение зрения

Ученые доказали: на гениальность работ Леонардо да Винчи повлияло нарушение зрения

Научное мышление – уникальная штука. Обычный человек, например, смотрит на красивую картину и просто ей наслаждается. А учёному сразу становится интересно, а почему это какое-то двухмерное стилизованное изображение вызывает в нём такие эмоции.

Поэтому искусствоведы пытаются разобраться не только в том, что именно пытался передать художник, но и том, как он это делал. И иногда они приходят к крайне интересным выводам. Так, например, высочайшая точность картин Леонардо да Винчи имеет под собой физиологическое обоснование. И Joinfo.ua сейчас расскажет вам об этом подробнее.

Суть открытия

Леонардо да Винчи творил во времена, когда реализмом в живописи ещё даже не пахло. Практически одновременно с ним творили Иероним Босх, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти и многие другие, которые к реализму приближались, но всё ещё не использовали индивидуальную стилистику. А Леонардо рисовал почти фотографические копии. Из-за особенностей своего зрения.

Некто Кристофер Тайлер, проанализировав ряд полотен и скульптур великого мастера, пришел к выводу, что тот страдал косоглазием. Небольшим – отклонение всего 10 процентов. Почти незаметно для посторонних глаз, но картину восприятия мира это меняло довольно сильно. Дело в том, что при миопии пропадает стереоскопическое зрение. Мир воспринимается плоским, но с сохранением перспективы, глубины и других элементов 3D. Идеально для художника, которому как раз и нужно переводить трёхмерное изображение в двухмерное.

Поэтому Леонардо да Винчи не испытывал никаких проблем с тем, чтобы представить, как его изображение должно выглядеть на бумаге. А дальше – дело техники, которая у великого художника была отработана до мелочей.

Анализ некоторых других древних картин и скульптур показал, что подобная аномалия была весьма распространённой среди живописцев. Ею, например, страдали Андреа дель Верроккьо, Рембрандт ван Рейн и даже Пабло Пикассо. Лёгкое косоглазие, вынуждающее прикладывать заметные усилия, чтобы воспринимать мир трёхмерным, обернулось преимуществом для художников. Небольшой форой, позволяющей воспринимать законы перспективы и глубины на интуитивном, а не на осознанном уровне.

Как это стало известным?

Вам, наверно, интересно, как учёные смогли это всё выяснить? Очень просто – на основе анализа нарисованных глаз. Не секрет, что художник чаще всего использует своё лицо в зеркале, как базовую модель для рисунка. Поэтому у слегка косоглазых мастеров и люди на портретах слегка косоглазые.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать что-нибудь о творчестве современных художников. У некоторых из них, кстати, тоже есть особые «физиологические» преимущества. Правда, не для реализма, а для создания абстракций.