Советы детских психологов: что делать если ребенок не хочет учиться

Проблема отсутствия у детей желания учиться знакома многим родителям. Интерес может пропасть как в начальной, так в средней и старшей школе, а может и не появляться вовсе еще до похода в первый класс. Что делать в таких ситуациях? Заставлять и наказывать – это не выход.

Усадить чадо за уроки можно лишь одним путем – мотивацией. Внимательно слушать учителя, а потом с охотой выполнять домашнее задание способен только такой школьник, который сам заинтересован в этом. О том, по каким причинам дети не хотят учиться и какие предпринять меры, знают детские психологи и Joinfo.com.

По каким причинам дети теряют интерес к учебе?

Боязнь стать «заучкой»

Став школьником, ребенок сталкивается со множеством новых социальных взаимодействий, в том числе и с психологическим давлением. Например, отличников часто дразнят заучками или ботаниками, и, чтобы избавиться от таких «ярлыков», они начинают проявлять небрежность и демонстрировать ее при каждом удобном случае. Особенно ярко это проявляется в средней школе, когда дети не хотят отличаться от сверстников. По этой причине они перестают стремиться к лучшему, только бы не выделяться из общей массы.

В таких случаях родителям необходимо разъяснять детям, что уровень знаний никоим образом не влияет на взаимоотношения со сверстниками, и помочь школьнику разработать тактику поведения.

Дефицит навыков

Есть дети, которым учеба дается сложно. Столкнувшись с проблемой лишь однажды, они опускают руки. Трудности в изучении языков, точных наук и других предметов становятся тормозящими факторами, так как дети в силу своего возраста не способны преодолевать их самостоятельно. Врачи называют это «заученной беспомощностью»: так как все, что такие дети делают, не приносит результата.

По мере усложнения школьной программы проблема только усугубляется, так как увеличивается дефицит навыков. Ребенок, которому учеба дается сложно, окончательно разочаровывается в себе и прекращает все попытки что-либо делать.

Скука

Некоторые дети не получают стимула в школах. К сожалению, таких учебных заведений немало. Даже одаренные дети в них не показывают хороших результатов, так как грызть науку им просто лень. В некоторых случаях такие ученики удовлетворяют дома свои академические интересы, которые не идут параллельно со школьным планом. Так, они понимают, что могут обойтись и без учебного заведения.

Но, если одаренные дети находят для себя чем заняться, то те, кому учеба дается с трудом, и вовсе не берут учебников в руки.

Какие еще факторы отбивают желание учиться?

Тревожность

Малыши, которые только недавно переступили порог школы, тяжело переносят вынужденную смену обстоятельств. Если учителя не проявляют по отношению к ним должного внимания и заботы, такие детки и вовсе отказываются ходить в школу. Родителям дорогого стоит собирать их по утрам. У некоторых школьников развивается чувство тревожности, связанное с необходимостью общаться с соучениками и учителями. Повышенная социальная тревожность усугубляется в тех случаях, когда дети начинают переживать о своих академических успехах.

Депрессия

Этим заболеванием страдают не только взрослые, но и дети. Одним из его симптомов является снижение интереса к знаниям. Если это сопровождается другими изменениями в поведении, такими как агрессия, грусть, раздражительность, то ребенка рекомендуется незамедлительно показать специалисту.

ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)

Самым неприятным моментом ОКР считается обеспокоенность вероятностью допущения ошибок. Дети, страдающие таким расстройством, чувствуют необходимость переписывать работы по несколько раз. У них часто развиваются навязчивые идеи, которые мешают им сосредоточиться на получении знаний. У родителей и учителей создается впечатление, что ребенок и вовсе не хочет учиться, но на самом деле это не соответствует действительности.

Что делать?

Для начала родителям необходимо четко определить проблемы. Задумайтесь над тем, что именно в поведении вашего чада заставляет вас думать о том, что он потерял интерес к школе. Например, если ваш школьник говорит о том, что ему скучно, постарайтесь определить причину этой скуки. Некоторые дети используют это определение для того, чтобы пояснить, как они чувствуют себя во время общения с соучениками, но это может совершенно не относиться к вопросу самого обучения.

Поговорите с учителем о том, как ваше чадо ведет себя на уроках. Взаимодействие с педагогами и принятие совместных мер – одно из наиболее важных направлений в воспитании ребенка, которое касается не только поддержания интереса к школе, но и привития ему других навыков и качеств характера.

Какой период самый сложный?

По словам детских психологов самым важным и определяющим периодом являются первые месяцы обучения, когда происходит адаптация к новым, школьным, условиям. Дело в том, что в детских садах малыши находятся в тепличных условиях. В школах же многое меняется, ввиду чего первоклашки испытывают моральный дискомфорт. В средней школе, когда от учащихся требуют стать более организованными и независимыми, ситуация может усугубиться.

Если у вашего ребенка пропал или вовсе не появился интерес к получению знаний, не пускайте это на самотек. Необходимо принимать конкретные меры, а, возможно, обращаться за помощью к специалистам, так как обучение – это процесс на всю жизнь.

Источник фото: pixabay


Ищите больше по теме: