Погода -5° Киев
EUR 27.74 USD 25.14
Главная / Леди / Психология / Как не стать жертвой манипуляций: 7 полезных советов психологов

Как не стать жертвой манипуляций: 7 полезных советов психологов

Иногда нам действительно что-то очень сильно не хочется делать, а в итоге мы, сами того не замечая, уже втянулись в ненавистную работу. Как такое происходит и чего необходимо остерегаться, чтобы сохранить свое собственное «Я»?

Вы понимаете, о чем идет речь, если когда-нибудь оказывались в ситуации, когда покупали сотую пару обуви, которая вам абсолютно не нужна, или нянчились с соседскими детьми вместо того, чтобы сходить, как и было первоначально запланировано, в кино. Joinfo.ua уверяет, что в такие моменты вы стали жертвами психологических манипуляций, которые не сумели вовремя распознать, и предлагает вам полезную информацию специально для подобных случаев.

1. Акцент на друзьях

Существует целая наука о том, как заставить человека купить вещь, когда она ему не нужна. Продавцы часто обращают внимание на внешний вид и социальную нишу клиента, а потом утверждают, что все, похожие на него, покупают именно такую одежду.

Точно такой же механизм задействован в рекламных акциях Instagram — вы следуете за людьми, более или менее похожими на вас, замечаете, что они продвигают то, чего нет у вас, начинаете чувствовать себя обделенными и решаетесь на ненужное, по сути, приобретение.

Услышав изречение «Все ваши друзья покупают это», сразу же заканчивайте разговор – он не сулит лично вам ничего хорошего. Будьте осторожнее, прислушивайтесь исключительно к себе, ориентируйтесь на глубинные потребности.

2. Снижение уровня просьбы

Существует маркетинговый метод, который действует следующим способом: если человек отказывается, нужно обратиться к нему еще раз, но с меньшим запросом, – можно даже замаскировать его под услугу. Шансы вырвать «да» в этом случае значительно возрастают.

Например, если коллега просит у вас 1000 рублей, шансы, что вы не ответите отказом, мягко говоря, невелики. Но если он попросит у вас меньшую сумму, скажем, 100 рублей, и пообещает вернуть ее к вечеру, вы постесняетесь проигнорировать его просьбу, не так ли?

Решите для себя, что вы никогда и никому не даете деньги в долг или одалживаете только ту сумму, невозврат которой будет незаметен для личного бюджета и не расстроит вас. Если будете придерживаться такой установки, вскоре вас перестанут беспокоить финансовыми просьбами.

3. Личный контакт

Исследователи из американского университета Сэма Хьюстона обнаружили, что его участники с большей вероятностью согласились бы заполнить опрос, если бы он включал в себя рукописное сообщение с просьбой о помощи. «Это говорит о важности личного контакта», – уверен Джеф Таусиг-Эдвардс, клинический психолог, практикующий в Нью-Йорке и Массачусетсе.

Поэтому когда продавец спрашивает у вас ваше имя, а также интересуется, чем вы зарабатываете на жизнь или для кого покупаете вещи, он пытается создать личную связь, чтобы казаться заботливым человеком, а ведь это всего-навсего облегчает процесс продажи.

Не нужно допускать в свое личное пространство всех, с кем вам приходится контактировать в течение дня, если вы не хотите стать бездонным источником для эффективных манипуляций. Разделяйте личные, деловые и общественные отношения – вам станет гораздо легче.

4. Регулярные просьбы

По словам ученых из Стэнфордского университета, люди чувствуют себя некомфортно, когда они отказывают одному и тому же человеку несколько раз. Поэтому если вы отклоняете запрос, а затем тот же человек обращается к вам позже с другой просьбой, вы, скорее всего, согласитесь! Это потому, что вы ощущаете себя виноватыми или чувствуете, что подвели обратившегося ранее.

На самом деле это не так. Вы не обязаны никому помогать, если вам этого не хочется, и даже не должны объяснять мотивы своего отказа. Возможно, вы опасаетесь, что в дальнейшем ваши отношения испортятся совсем? Может быть, но это не должно восприниматься вами как трагедия – собственная жизнь гораздо важнее, не нужно распыляться.

5. Личная выгода

Германские исследователи пришли к выводу, что люди с большей вероятностью согласятся на что-то, если услышат в просьбе личную выгоду. Этот трюк часто используют те, кто преследует собственные эгоистичные цели.

Поэтому важно уметь отличать действительно выгодные предложения или искренние просьбы друзей от людей, которые пытаются вас одурачить.

6. Уверения в возможности дальнейшего отказа

Есть определенная сила в том, чтобы уверять человека, что он сможет отказаться в дальнейшем. Напоминать людям, что у них есть свобода и что они не заложники – тоже очень известный трюк.

Если вы слышите «вы не должны» или «это выглядит здорово на вас, но вы сами решите, как вам быть», воспринимайте это как скрытую манипуляцию. Психологи объясняют, что такая техника напоминает вам о вашей свободе, заставляет вас чувствовать себя комфортно и, соответственно, удваивает шансы, что вы ответите «да».

Помните, что вам не требуется какого-то особого напоминания о вашей свободе, это ваше внутреннее ощущение, и вы должны чувствовать себя в порядке вне зависимости от того, что думают о вас окружающие, тем более незнакомые вам люди.

7. Трюк трех «да»

Хорошо известна техника, которую можно использовать, когда хочется, чтобы человек побыстрее ответил согласием. Перед главной просьбой следует задать два небольших вопроса, на которые человек точно скажет «да», а сразу же вслед за этим попросить человека о важном одолжении – ему будет гораздо труднее отказать.

Чтобы не попадаться на этот крючок, вам следует помнить, что есть серьезные вещи, которые соответствуют вашим ценностям и образу жизни, а с остальным можно не соглашаться – от этого ваша мини-вселенная не покачнется.

Возможно, вам также помогут советы психологов, о которых мы рассказывали ранее – они научат вас вести дискуссию с оппонентом вежливо и деликатно и одерживать в ней неоспоримую победу.