Всемирный день авиации и космонавтики: первый полет человека в космос

12 апреля отмечается реально великий день – Всемирный день авиации и космонавтики. А всё потому, что в далёком 1961 году, Юрий Алексеевич Гагарин впервые побывал в околоземном космическом пространстве.

Советские инженеры и конструкторы сделали то, что ещё никому до них не удавалось. Была проделана огромная работа, причём в совершенно неизвестной доселе области инженерии. Но не стоит забывать и роль самого Гагарина, которые прекрасно знал, что полёт, а уж тем более – приземление, могли оказаться и не такими уж удачными. И именно об этом вам сейчас и расскажет Joinfo.com.

История самого праздника

Итак, 12 апреля 1961 года, космический корабль «Восток-1» впервые в истории человечества вынес на орбиту Земли капсулу с человеком на борту. Полёт длился 108 минут, после чего капсула аккуратненько вошла в атмосферу и приземлилась в глуши Саратовской области.

И примерно через год, Герман Титов, дублёр Гагарина, внёс предложения отмечать 12 апреля как День космонавтики. Все были только за, причём настолько, что чуть ли не за неделю с лишним урегулировали все необходимые законодательные условия.

А ещё лет через 7 аналогичное предложение пришло в Международную авиационную федерацию и тоже было одобрено быстро и решительно, выведя праздник в ранг «Международных». Кстати, вечный конкурент СССР – США, тоже были в этой федерации, но нисколько против признания первенства Союза конкретно в этой сфере не возражали.

А ещё лет через 50 с лишним, на заседании Генеральной Ассамблеи ООН вынесли окончательную всепланетную резолюцию, объявляющую 12 апреля Международным днём полёта человека в космос. Всё, дальше уже некуда масштабы праздника расширять.

История полёта

Собственно, в чём была основная проблема. Дело в том, что в результате реальной «гонки», приходилось использовать не слишком оптимальные инженерно-конструкторские решения, но самые простые, быстрые и надёжные. Что привело к тому, что из «Восток-1» были выкинуты системы мягкой посадки, системы «аварийного спасения на старте», дублирующие тормозные системы. Да и ресурс системы жизнеобеспечения был сокращён до 10 дней.

Большую часть тренировок космонавтов состояла из работы в экстремальных режимах, репетиции поведения при наиболее вероятных поломках и моральной подготовки к тому, что запуск может оказаться последним в их жизни. Всё же из 7 предварительных запусков только 5 оказались реально успешными.

Ах да, ещё один интересный момент – никто не знал, как будет вести себя психика человека в таких вот экстремальных условиях. Так что для разблокировки ручного управления Гагарину надо было решить довольно сложную математическую задачу. Перестраховка, но довольно рациональная.

Дальше - больше. При приземлении неверно перераспределился импульс, поэтому капсула пошла кувыркаться. Вход в атмосферу – перегрузки до 10 G и температура поверхности более 3 тысяч градусов. Когда по иллюминатору течет расплавленный метал – необычное ощущение. В скафандре для катапультирования не сразу открылся клапан подачи воздуха, так что Гагарин мог реально просто задохнуться при приземлении. Или прямо в воды Волги упасть, а тут уж не факт, что получилось бы всплыть и выбраться.

Собственно, это всё рассказывается специально для тех, кто считает, что Гагарин ничего такого особого не сделал – «Просто лежал», а за него всё автоматика делала.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать о современных достижения России в деле покорения космоса. Они, скажем так, чуть менее масштабны.


Ищите больше по теме: