Лельник - Красная горка: история и традиции древнего славянского праздника

Несмотря на все усилия церкви по искоренению языческих традиций, особого успеха им достичь так и не удалось. Как отмечал народ традиционные праздники – так и отмечает до сих пор. 6 мая, например, празднуется очередной языческий праздник - Лельник.

Его ещё называют «Красной горкой», что по сути не верно. Официальная Красная горка – первое воскресенье после Пасхи. Но народ такие мелочи обычно не волнуют. Да и сами особенности отмечания этого дня в целом-то дают ему право так именоваться. Сейчас Joinfo.com попробует вам всё объяснить.

Суть праздника

Лельник – праздник плодородия. Так что, отмечается он согласно классическим языческим традициям. Выбирается девушка, которая станет олицетворением Лели – богини весны, брака и в какой-то степени плодородия.

Девушку отводили на холм за городом, усаживали на специальную скамью, где уже лежали специальные приношения, типа каравая хлеба, кувшина молока, сыра и других продуктов, раскладывали вокруг скамьи венки, а потом начинали водить хороводы и петь различные обрядовые песни. В которых как раз и просили высшие силы в целом и Лель в частности о хорошем урожае.

В процессе девушка надевала на некоторых участников венки, а некоторых и вовсе угощала частью приношений. Длилось всё это довольно долго, чуть ли не до вечера. И именно тогда разжигали большой костёр, вокруг которого тоже хороводы водили.

Вот, собственно, потому, что все эти обряды проходили на специальном ритуальном холме – «красной горке», этот праздник в народе и начали так называть.

Интересные размышления

Современные этнографы всё больше склоняются к мнению, что никакой богини Лели у древних славян не существовало. Вот вообще. Да, пантеон божественный был, вот только он, мягко говоря, не соответствовал традиционным римским и греческим пантеонам, с которыми и сравнивали обычно различные языческие традиции.

Что характерно, конкретного бога или богини плодородия у славян не было. Была абстрактная Мать-Сыра Земля, к которой обычно и обращались с молитвами об урожаях и прочем. Ага, без конкретной персонификации. Бог скота был - Велес. Бог грома - Перун. Богиня ткачества, пряжи и воды - Мокошь. А с плодородием не сложилось.

Но это как-то шло в разрез с традиционными мифологическими представлениями, поэтому исследователи всячески пытались «натянуть сову на глобус», выискав в и без того скудных письменных источниках, хоть какие-то намёки на богиню плодородия. И, что характерно, нашли.

В многочисленных песнях, обрядовое значение которых не вызывало сомнений, регулярно встречались рефрены вида «люли-люли» и «леля-лель». И это, конечно же, было представлено в виде конкретного обращения к богине в ритуальных целях. Все довольны, сова на глобус натянулась, а народ, в котором эти традиции всё ещё продолжали активно существовать, пожал плечами и «Ну ладно». И только недавно этнографы, копаясь в корнях славянской мифологии, это всё выяснили. Увы, слишком мало хоть каких-то письменных источников сохранилось, а устные традиции не слишком надёжный источник информации о прошлом. В этом-то и состоит главная проблема славянской мифологии.

Мы полагаем, что вам было бы интересно узнать и о другом языческом празднике, который сохранился до наших дней почти без изменений. Да, вы правильно поняли, речь идёт про Ивана Купала.


Ищите больше по теме: